— Недавно размышлял об этом… трудно сказать. И летом, и зимой искушений хватает. Человека всегда ждут испытания, и внешнее воздействие — наличие огромного количества паломников или их отсутствие — имеет значение, но не определяющее. Если ты, к примеру, гневливый человек, ты будешь гневаться и когда много народу, и когда мало. У кого-то из святых отцов говорится о брате, который ушел в затвор и в одиночестве стал гневаться на свою кружку, что она не так стоит. Над собой надо работать, а не думать о внешних факторах. Хотя, конечно, летом поводов для смущения больше: дамы появляются, нужна дополнительная стойкость. На остров часто приезжают люди, далекие от Церкви, для них любой «человек в черном» — образец святости. И братья, столкнувшись с таким отношением, впадают в большое смущение. Но зимой, когда нет посторонних, — свои испытания. Вот моряки знают: полгода в автономке попробуй уживись с соседом! А тут — не полгода, а много лет, всю жизнь. Слава Богу, ежедневно совершается Литургия и есть возможность убежать от греха. И чудесно, что в монастыре на каждом повечерии происходит чин прощения, когда братия просят прощения друг у друга. Жизнь показывает: где тонко, там и рвется — но это всегда оставляет повод для работы над собой.
— Замечено, что на Коневце к мирянам не относятся как к людям второго сорта, нет монашеского высокомерия: мы, дескать, соль земли, а вы — так… Поэтому люди приезжают сюда по многу лет, не только из Петербурга, но и из других городов. Это осознанная политика или просто так получилось?
— О такой репутации острова мне говорили. Конечно, это не специально, но почему так происходит, вполне понятно. Среди нашей братии много людей с судьбой непростой и небезупречной. Думаю, они, осознавая свои немощи, милостивы к другим. Что кривляться? Мы все одинаковы. Нас Господь призвал, мы в монастыре живем, и что монахи, что миряне — делаем общее дело. Все должны жить в доброй совести и любви… Я люблю сказку «Кошкин дом». Когда кошка и кот Василий пришли к котятам, они говорят: «Что ж, заходите, в дождь и снег нельзя же быть без крова! Кто сам просился на ночлег, скорей поймет другого».
— Есть ли на Коневце какие-то специфические, местные проблемы?
— Монастырь на острове — своя специфика. Допустим, если мы в чем-то нуждаемся, невозможно получить это сразу: нужно планировать. Погода в планы вмешивается — сидишь, смиряешься: значит, нет на то воли Божией. Медицинская помощь, продукты, топливо, стройматериалы… проблемы во всем — водная преграда есть водная преграда. Но человек привыкает ко всему и все может принять как данность. Все, кто был на острове, замечают: если не суждено человеку там побывать, он туда и не попадет, а если надо ему остаться, то останется — Господь всё устраивает.
— Участвует ли монастырь в сохранении памяти о войне — и о Зимней, и о Великой Отечественной?
— Память о войне люди, конечно, хранят — в рамках школьной программы, к тому же у многих родственники воевали — мой дед, например. Обелиск в память Ладожской флотилии на острове стоит. 9 мая мы служим панихиду, но каких-то особых мероприятий военных у нас нет… А что, после вашего вопроса мысль зародилась, возможно, что-то еще будем делать.
— А чем монахи занимаются зимой?
— Работы много. Лес заготавливаем для строительства. «Бытовуха» съедает много энергии и сил. Каждый на своем послушании — часто такие горы наметает, что хотя бы снег сгрести…
— На монашеское рукоделие времени не остается…
— Какое там! У всех расписано, кто чем в зимний сезон занимается: нужно протапливать кельи, храм… Кто-то за воду отвечает — водопровод отключается, и надо уже брать ее из Ладоги.
— А почему водопровод зимой отключают?
— Так промерзает же всё! Может, когда-нибудь и будет у нас зимний водопровод.
— В ближайших планах восстановления обители какой следующий пункт?
— Должны доделать новый коровник, надеюсь, буренок наших зимой переселим туда. На будущий год мы попали, слава Богу, в федеральную программу реставрации, будем делать проект восстановления верхнего храма, внутреннего пространства колокольни и северного корпуса. Но это проекты, а из насущных дел надо с причалом разбираться: совсем разваливается.
— Правда ли, что причал во Владимирской бухте вернут военным, а у монастыря будет другой?
— Нет, это неверная информация. По документам причал в бухте так и так принадлежит военным, хотя он был сгоревшим и мы его сами восстанавливали. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы нам выделили кусочек причала, и, может быть, если нам передадут разрушенное здание детского сада в бухте, мы там устроим подворье с храмом. Планы у нас грандиозные — помните, как в «Женитьбе Бальзаминова»: «Вкуса у меня много — средств нет!» (смеется).
— Где вы находите людей, готовых помогать монастырю?
— Я не ищу, их Господь посылает. Вадим Евсеевич Сомов, директор нефтеперерабатывающего завода в Киришах, снабжает нас на целый год соляркой, а так половина доходов монастыря уходила бы только на топливо. Люди приезжают в монастырь, видят, что мы что-то делаем, спрашивают, чем можно помочь — Господь открывает сердца людей.
Хочется пожелать никому никогда не унывать. Все происходит по воле Божией, надо помнить, что Господь каждого из нас одному Ему известным путем ведет к спасению. Чтобы не забывать об этом, нужно молиться, нужно соединяться с Богом с помощью святого Причастия, предварительно исповедав свои грехи. И ничто нас не возьмет тогда.
Беседовала Татьяна Кириллина