Выбрать страницу
Главная 5 Новости 5 В Фомину неделю, день Антипасхи, наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря возглавил Божественную литургию на петербургском подворье обители

В Фомину неделю, день Антипасхи, наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря возглавил Божественную литургию на петербургском подворье обители

Май 9, 2021 | Новости

В Антипасху, Фомину неделю наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря архимандрит Александр (Арва) возглавил Божественную литургию на петербургском подворье обители. Сегодня праздник Антипасхи совпал с Днем Победы — 9 мая. Его Высокопреподобию сослужили настоятель подворья иеромонах Давид (Алексеев) и клирик подворья игумен Борис (Шпак).

После богослужения настоятель огласил Пасхальное послание епископа Выборгского и Приозерского Игнатия.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: “Пойдем и мы умрем с Ним” (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы, наоборот, видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). “Вложу руку мою в ребра Его” — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Свежие записи

В Неделю 37-ю по Пятидесятнице наместник Коневской обители совершил Литургию на петербургском подворье монастыря

В Неделю 37-ю по Пятидесятнице наместник Коневской обители совершил Литургию на петербургском подворье монастыря

18 февраля 2024 г., в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», по благословению священноархимандрита Коневской обители Преосвященного Варнавы наместник, архимандрит Александр (Арва), совершил Божественную литургию на петербургском подворье монастыря.

Торжества праздника Сретения Господня, престольного праздника нижнего храма собора обители, состоялись в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

Торжества праздника Сретения Господня, престольного праздника нижнего храма собора обители, состоялись в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

15 февраля 2024 года священноархимандрит Коневской обители епископ Выборгский и Приозерский Варнава совершил Божественную литургию престольного праздника в нижнем Сретенском храме Рождество-Богородичного собора монастыря.

Наместник Коневской обители и настоятель петербургского подворья поздравили священноархимандрита монастыря, епископа Выборгского и Приозерного Варнаву, с 59-летием

Наместник Коневской обители и настоятель петербургского подворья поздравили священноархимандрита монастыря, епископа Выборгского и Приозерного Варнаву, с 59-летием

В Неделю 36-ю по Пятидесятнице, 11 февраля 2024 г., епископ Выборгский и Приозерский Варнава возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Выборга. В этот день Его Преосвященство встретил свое 59-летие.

Рубрики

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031