[vc_row][vc_column][vc_column_text]
В Великий Четверг — воспоминание Тайной Вечери, 5 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Всеволожска. Наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря обители игумен Александр (Арва) сослужил Его Преосвященству в сонме духовенства Выборгской епархии.
Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи.
Преосвященнейший Игнатий также совершил древний Чин омовения ног, в котором принял участие и игумен Александр (Арва). В настоящее время чин вошел в богослужебную практику ряда епархии Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, совершается он и в Выборгской епархии.
По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Его Преосвященство омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы архиерей вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший владыка снял с себя часть облачения, препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умые тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Преосвященнейший владыка облачился в снятые прежде облачения и обратился с молящимся архипастырским словом, рассказав о значении богослужения:
«Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великим Четвергом! Этот день поистине сравним с двунадесятым праздником: именно в этот день много веков назад Спаситель установил Таинство Святой Евхаристии!
В ветхозаветной истории праздник Пасхи праздновался так, что необходимо было возлежать за пасхальным столом, читать определенные молитвы. Произошедшее же в день Тайной Вечери… нарушило иудейские традиции. Иудеи по сей день особо чтят обычаи предков, и вот Господь, соблюдая традиционную трапезу, изменил установленные нормы. Он преломил хлеб и сказал слова, которые и сейчас с трудом понимаются, а тогда просто не могли уместиться в уме человеческом — Он называет хлеб Телом и говорит: «Это Тело приносится за вас». Берет Чашу с вином и говорит: «Эта Чаша — Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов».
Безумием кажутся эти слова! Но они стали нормой Церкви Христовой, которой мы и сегодня живем. Спаситель, вознося Чашу и показывая Хлеб, еще до начала Своих страданий указывает на то, что человек, приобщаясь Телу и Крови Его, становится неразделимым с Богом. Вновь и вновь Господь говорит, что и Кровь, и Тело Его являются основой прощения грехов, которое Спаситель принес нам Голгофской Жертвой.
Наконец, звучат заключительные слова Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Что это за воспоминание? Каждый из нас помнит некие события личной, семейной истории, произошедшие с нами — они произошли, но они крепко связаны с нами, поскольку мы были их участниками. Так мы вспоминаем детство и наставления своих родителей. А вот как можно быть участником событий времен Христа? Как можно быть сопричастным тем событиям в Сионской горнице? Можно, — и мы являемся сопричастными им через воздействие благодати Божией. Приходя в храм на Литургию, причащаясь Тела и Крови Христа, мы становимся реальными участниками Тайной Вечери. И не только этого великого события, но и Рождества Христова, и Его Крещения, и Его проповеди, и свидетелями Его чудес и исцелений. Мы, как и апостолы, окружаем Спасителя и видим своими внутренними очами ума эти события. Что еще очень важно: в тот исторический момент в Сионской горнице апостолы еще не понимали до конца, что есть Тело и Кровь Христовы, — а мы уже понимаем. Церковь уже прошла 2 000 лет и на примере своей истории явила и являет нам силу Святых Христовых Тайн. Через действо благодати Духа Святаго Господь действует в нас, и мы сами чувствуем и ощущаем, как после Причастия становится на душе легко. После Причастия выходишь из храма — и тебя словно на облаке несет, ты чувствуешь, как всех любишь, как все окружающее становится совсем иным перед твоим внутренним взором.
Вот каково действие благодати Божией! Трудно объяснить ее словами; ее можно лишь ощутить сердцем на основе своего опыта веры. И когда человек сомневающийся или вовсе отрицающий бытие Божие пытается вступить в спор, доказывать «от обратного» — ему можно смело задать вопрос: «А ты сам хоть раз переступил порог храма? Ты хоть раз имел опыт общения с Богом?» Такой, какой имела, например, святая Мария Египетская — грешница, блудница, заговорившая с Богом в Иерусалимском храме, поверившая Богу и доверившая себя Ему. Господь повел ее в Иорданскую пустыню, и ради Него она жила 47 лет, терпя холод и зной… Спросим неверующих людей: хоть раз вы беседовали с Богом, вы приступали к Чаше Христовой, вкушали ли Его Тело и Плоть? Так можете ли судить?
Господь Своей Божественной силой, Своей десницей ведет каждого по своему пути. Что еще удивительно в Евангельском повествовании, помимо изменения чина положенных тогда молитв и преломления хлеба за пасхальной трапезой, Господь совершил нечто, вызвавшее негодование. По обычаю, на востоке рабы омывали господам ноги, тем самым как бы подчеркивая превосходство положения господина. А вот Спаситель, Всемогущий Бог, поднимается после трапезы и начинает делать то, что обычно делали рабы. Он моет ноги Своим ученикам. Что это, юродство? Нет, это путь спасения, который Господь показал христианам. Он показал апостолам, что они призваны в мир и соединены с Господом, чтобы идти путем служения, путем смирения. Ученики Христа призваны для того, чтобы служить людям и Богу! И после омовения ног Господь дает последние наставления ученикам. С этого момента начинаются страсти Господни: предательство, унижения, избиение, позорная смерть. Но то, что Спаситель в эти минуты перед Своим страданием совершил — важнейшее наставление для нас, ныне живущих. Все мы, не только те, кто начальствует, но каждый из нас, призван на служение. Жизнь христианина должна быть служением людям и Богу.
Трудно, наверно, представить, как можно служить? Но человеку верующему, крещеному в Церкви Христовой, понятие служения и средства к нему ясны. При этом служение ближнему и Богу обязательно нужно сопровождать приобщением Таинствам Церкви Христовой: Причащением Телу и Крови Христа. Часто бывает, что человек заблуждается, закрывая самому себе дорогу ко Христу, рассуждая, например: «Я недостоин так часто причащаться». Такому человеку можно ответить: «А ты когда-нибудь будешь достоин впустить в себя — Самого Бога? Будешь достоин прикоснуться ко Христу?» Никогда! Мы веруем в действо благодати Божией — через нее Господь прощает нам грехи и дает возможность приобщиться Его Телу и Крови, Его Божественной Силе. Не нужно отталкивать благодать и любовь Божию, напротив, нужно как можно чаще причащаться! Нужно подходить к Чаше Христовой за каждой Евхаристией, на которой присутствуешь — не должно в это время быть соглядатаем! Если ты христианин, если ты крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — ты обязан быть у Трапезы Господней, ты обязан быть соучастником всего совершенного Спасителем! Не случайно читается Евангелие и приносятся молитвы, приносится Жертва ради всех!
Каждый раз, когда диавольская сила пытается смутить вас, вспоминайте Евангельские слова сегодняшнего дня. Словно преподобная Мария, приходите к Спасителю, испросив прощения и милости! Причастившись Тела и Крови Христа, продолжайте жизнь свою.
И да поможет нам Господь в эти таинственные, священные дни Страстной недели, уже приближающиеся к своему апогею, в вере и с благоговением увидеть Христа, вместе с Ним страдать, вместе с Ним следовать на Голгофу и вместе с Ним возрадоваться Его Светлому Воскресению! Для этого в Страстные дни нужно особо стараться быть в храме утром и вечером, слушать Святое Евангелие, молиться Спасителю.
Я всех вас сердечно приветствую с Великим Четвергом, с днем установления Таинства Святой Евхаристии! Пусть Всемилостивый Господь Своей благодатью покрыет все наши грехи и дарует нам крепость духа, чтобы быть достойными участниками Трапезы Господней, быть достойными причастниками Его Тела и Крови, быть наследниками Его вечной жизни! Аминь.»
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery type=»image_grid» images=»12648,12647,12646,12645,12644,12643,12642,12641,12640,12639,12638,12658,12657,12656,12655,12654,12653,12652,12663,12662,12661,12660″][/vc_column][/vc_row]