Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809)
Пройдя через святые ворота, мы оказываемся прямо перед собором Рождества Пресвятой Богородицы. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место подальше от берега Ладоги было принято после наводнения, затопившего первоначальные постройки монастыря. Коневский монастырь был в числе первых обителей Русского Севера, где началось каменное строительство. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.
Первый собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел при пожаре в XVI в. Собор был восстановлен. В 1610 году шведы вторично завладели островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. В 1762 году о. Игнатий получил разрешение воздвигнуть новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1766 году уже при строителе Тарасии было завершено строительство одноглавого каменного собора с деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), иконы Владимирской Божией матери (северный) и Трех Святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
К концу XVIII века собор обветшал. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей. В 1799 году в своем сообщении митрополиту Гавриилу он упоминал о желании перестроить обветшавший собор, однако, постройка была отложена на год «за неимением плана».
Строительство было начато в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. О. Сильвестр искусно переработал типовой проект Степана Гавриловича Иванова для строительства на Коневце, чем впоследствии «снискал себе похвалу от знакомых архитекторов».
В архитектурном плане собор следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой двухъярусный восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах (четыре боковые деревянные главы декоративные, с нарисованными окнами). Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразных карнизов над ними, пилястр навеяны архитектурным стилем барокко. Треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами — черты классицизма.
За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку.
Начатое строительство продолжил строитель Дамаскин. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достроил второй этаж и завершил отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящен во имя Сретения Господня.
Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась Коневская икона Божией матери, над вратами — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — свв. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери (упразднен в 2005 году). К архиерейскому освящению нижнего храма, которое состоялось 25 июня 2009 года, иконостас, как и весь храм был полностью восстановлен.
Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при строителе Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. В день памяти преподобного Арсения 12 июня 1809 года верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Радостный и торжественный вид имело его убранство. Иконостас был выполнен в классическом стиле, выкрашен белой краской и декорирован золоченой резьбой. Резьба украшала царские врата и оклады икон двух ярусов. На горнем месте алтаря в серебряных облаках с золотыми лучами на крыльях двух золотых херувимов помещен был увеличенный список чудотворной Коневской иконы. Стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками.
В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой. Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а лестница на второй этаж была защищена от непогоды.
Планы построенного при преподобном Арсении храма и нынешнего (кроме западной пристройки) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красив и величественен; снаружи многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — пишет один из авторов историко-статистического описания монастыря.
В настоящее время собор полностью отреставрирован, в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм был освящен 7 июля 2019 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, нижний – 23 июля 2019 года епископом Выборгским и Приозерским Игнатием, священноархимандритом Коневского монастыря.
В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — мощи преподобного Арсения Коневского и список чудотворной Коневской иконы Божией Матери.