Главная / Новости / На V Архангело-Михайловских Епархиальных Чтениях наместник Коневской обители сделал доклад по теме «Роль Коневского монастыря в просвещении Северных стран»
post-image
24Ноя
Разделы: Новости

V Архангельские Епархиальные Международные Образовательные Чтения — региональный этап XXIV Международных Рождественских чтений — проходили 23-24 ноября 2017 года в Выборге. 23 ноября состоялось пленарное заседание, а 24 ноября Чтения продолжили свою работу в формате круглого стола на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». Эту встречу возглавил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

На Архангельских чтениях наместник Рождество-Богородичной Коневской обители, игумен Александр (Арва) сделал доклад по теме «Роль Коневского монастыря в просвещении Северных стран», где раскрыл в исторических событиях вклад Коневской Обители в общую духовную традицию.

Участники Чтений единогласно приняли резолюцию, которую мы приводим полностью:
«В современном мире общественное благо оказалось неразрывно связанным с понятием «прогресса». Всё более ускоряясь, научно-технический прогресс, особенно в области информационных и биомедицинских технологий ставит нас перед необходимостью осознания нравственно-этических пределов использования его плодов, чтобы нам не только сохраниться в прежнем формате нашего духовно-телесного существования, но и достигать той полноты бытия, которое отождествляется для человека с понятием счастья. 
Прогресс стал непререкаемым благом и, более того, предметом веры и надежды современного человека, противопоставив себя Новозаветному Откровению. Но, как очень верно подметил Иван Сергеевич Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет… с себя и образ человеческий…».
Последние печальные примеры подростковых суицидов по всей России, которые совершали школьники из закрытых групп смерти в социальных сетях, ярко демонстрируют назревшую необходимость научению осознанному пользованию плодами научно-технического прогресса с достижением подлинного, а не виртуального блага для себя. Сегодня, в условиях информационной революции, мы не можем оградить детей от нравственно дезориентирующей их информации, которая, зачастую, приводит их впоследствии к жизненной неудаче или, даже, трагедии, что не может не сказываться и на жизни всего российского общества. В этих условиях, у нас нет другого выхода, кроме как через духовно-нравственное воспитание помочь детям в период их личностного становления научиться быть свободными во благо себе. Т.е., научиться свободно выбирать добро для себя и для других. А для этого необходимо сформировать у подрастающего поколения соответствующую положительную иерархию ценностей, следуя которой они смогут прийти к собственному благу и, тем самым, сделать свой личный вклад в общественное благосостояние. 
К сожалению, на сегодняшний день, вопросы духовно-нравственного воспитания повисли в вакууме мировоззренческой неопределённости, которая красноречиво иллюстрируется модульным спектром религиоведческого курса ОРКиСЭ. Понятны и причины такого положения дел в многорелигиозном и поликультурном российском обществе с непростой историей в ХХ веке. Но, одновременно, становится все более очевидным что в современном российском обществе назрела насущная потребность в нравственном измерении жизни, что нашло своё отражение и в Послании Федеральному собранию прошлого, 2016 года, Президента нашей страны В. В. Путина, который справедливо отметил, что наше «общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение». 
Но, сегодня в светском обществе нет чётко артикулированных критериев нравственности, которые были бы общепринятыми, потому что нет твёрдой мировоззренческой основы. Мы все сегодня живём в условиях мировоззренческой неопределённости. 
На сегодняшний день абсолютные основания для нравственных норм поведения предлагают мировые религиозные системы, представленные в российском обществе. Основания этих религиозных систем, цель их духовной жизни, как и сама их духовность отличны друг от друга. Но, провозглашаемые ими нравственные нормы, зачастую совпадают, что, в свою очередь, позволяет формирование «Свода нравственных императивов для развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», который мог бы, например, включать в себя такие нравственные нормы и правила, как:
Относись с благоговением к Богу и святыням и уважай верующих в Него.
Береги свою жизнь и жизнь других людей.
Люби свою семью и почитай своих родителей.
Дорожи своим Отечеством и будь верным ему.
Будь справедливым ко всем: богатым и бедным, сильным и слабым.
Не обижай других ни словом, ни делом.
Не лги. 
Не воруй.
Храни чистоту в мыслях, словах и делах.
Не завидуй другим, а трудись с усердием.
Относись к другим во всём так, как хочешь чтобы другие относились к тебе.
Такой «Свод нравственных императивов» дал бы инструмент для педагогов в формировании положительных нравственных ценностей у подрастающего поколения, что позволит им уверенно смотреть в будущее и обрести верное направление на пути к счастью, которого мы все желаем как своим детям, так и самим себе. 

Резолюция принята на пленарном заседании 
V Архангело-Михайловских епархиальных 
международных образовательных чтений в Выборге 
23 ноября 2017 года.