Монастырские ворота и колокольня

Главная / Виды и фотографии / Памятники и достопримечательности / Монастырские ворота и колокольня

Ворота ведут нас внутрь монастырского каре, к соборному храму Рождества Пресвятой Богородицы. Арочный проход в колокольне монастыря закрывают святые врата. Некогда они были изготовлены из дерева и обиты медными листами, по которым была выполнена роспись. На правой половине был изображен основатель монастыря преподобный Арсений Коневский, над головой которого — Коневская Божия Матерь с парящими ангелами, на левой половине — святейший Евфимий, архиепископ Новгородский, над головой которого — Нерукотворный образ Христа Спасителя с ангелами. В самой верхней части ворот, в полуциркуле, был изображен Господь Саваоф с исходящим от Него Духом в виде голубя Святым. Сегодня это замечательное произведение живописи полностью утрачено.

Высота трехярусной колокольни от основания до креста составляет 35 метров. Первоначальный проект колокольни принадлежал, видимо, иеромонаху Сильвестру (Петрову). Она была возведена одновременно с остальными каменными зданиями монастырского каре в 1812 году. Ярус звона имеет форму восьмерика, в каждой грани которого расположены высокие полуциркульные проемы с деревянными балками для колоколов, которых ранее насчитывалось до десяти. Самый большой из них, весом более 10,5 тонн, висел на мощных крестовых балках внутри восьмерика и был отлит при игумене Израиле. Второй, весом 3,3 тонны, — на заводе Самгина в Москве, при игумене Николае. Третий — 1,6 тонны — при настоятеле Иларионе в 1815 году, а самый старый колокол весом 246 кг был отлит в 1766 году. По воспоминаниям, звон колоколов с Коневца был слышен в хорошую погоду в Кексгольме (Приозерске) и даже дальше. Ныне все эти колокола утрачены, а сейчас на колокольне висят колокола, отлитые уже в наше время.

Проходя через арку колокольни, нельзя не заметить на стенах живописные изображения. В советское время они были закрыты под слоем известки, что позволило им сохраниться. В отличие от фресковой живописи древних русских храмов, выполнявшейся минеральными красками по сырой штукатурке, эти изображения выполнены обычной масляной краской в своеобразной манере, видимо, монастырским художником. Сюжет композиции на левой стене повествует о событии, произошедшем в XVII веке во время русско-шведской войны. Двое коневских монахов попали в шведский плен и смогли чудесным образом освободиться из него благодаря заступничеству Коневской Божией Матери. В основу второго сюжета легло посещение Коневского монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом и соратником преподобного Арсения.