Главная / Новости / Доклад игумена Александра (Арва) о просветительской роли Коневской обители на Архангело-Михайловских чтениях.
post-image
27Ноя
Разделы: Новости

Важной секцией Архангело-Михайловских Международных Епархиальных образовательных чтений стала секция «Влияние христианства на общественную жизнь Карельского перешейка прошлых веков», прошедшая в Епархиальном управлении, отреставрированном к 125-летнему юбилею епархии и впервые открывшему свои двери для общественного мероприятия.
Педагоги, приехавшие на Архангело-Михайловские образовательные чтения из разных районов Выборгской и Приозерской епархии, рассказали, что получили огромную пользу, почерпнув много нового и для своего духовного развития, и для дальнейшей своей работы с детьми в деле духовно-нравственного воспитания
Председателем секции выступил настоятель Рождество-Богородичного собора в Приозерске протоиерей Димитрий Звездилин. Он выступил на секции с докладом «Летопись собора Рождества Пресвятой Богородицы. История и современность».
В секции также приняли участие секретарь Выборгской епархии протоиерей Дионисий Холодов и наместник Коневской Рождество-Богородичной обители игумен Александр (Арва).

Предлагаем вниманию читателей доклад о.Александра
«Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь и его влияние на окружающие земли»:

Монастыри на Руси начали возникать с XI века, играя значительную экономическую и культурную роль и зачастую становясь форпостами Православия в языческих землях. Так было и с Коневским Рождество-Богородичным монастырем. Он был основан в 1393-м году преподобным Арсением Коневским. Сбылось пророчество афонского игумена Иоанна, благословившего инока вернуться в новгородские земли с такими словами: «Твоими руками Бог воздвигнет обитель в северной стране, и многие люди спасутся там, страна же та освободится на многие годы». И действительно, монастырь был основан на пустынном острове в Ладожском озере, где некогда находилось языческое капище. Хотя карельские земли были крещены великим князем Ярославом Всеволодовичем в 1227 году, древние суеверия сохранялись в Водской пятине еще в XVI в., как писал в 1534 г. Новгородский и Псковский архиепископ Макарий. Изгнание преподобным Арсением злых духов из Конь-камня сыграло огромную роль в христианизации Новгородских земель и избавлении жителей от «страха злых духов», от жестоких и мрачных суеверий. Жизнь праведника, а после его кончины нахождение святых мощей не могли не оказывать влияния на окрестных жителей, что видно, например, по рассказам из Жития преподобного Арсения. В различных нуждах обращались к нему простые люди – рыбаки, крестьяне, купцы – и получали необходимую помощь.
Расположенный на острове в Ладожском озере, Коневский монастырь оказался на пограничных землях, где пересекались сферы интересов Великого Новгорода и Швеции. И если стратегические интересы Новгорода на Ладоге охраняли крепости Корела, Орешек и Ладога, то духовными крепостями служили Коневский и Валаамский монастыри. Существование православных обителей поддерживало веру и в тяжелые времена шведских нашествий, когда среди жителей насаждалось лютеранство. Даже в годы разорений коневская святыня – мощи основателя обители – продолжала ратовать за веру. Когда было решено перенести их в Деревяницкий монастырь, где нашла пристанище братия обители, шведский король Карл IX, ревностный лютеранин, понял, что не в интересах его политики было «поддерживать и развивать дух Православия в русских областях, пограничных со шведскими, а между тем торжественное перенесение мощей преподобного Арсения необходимо повело бы к такого рода последствиям». Передача мощей так и не состоялась, и они оставались на острове как залог возрождения обители. Интересно, что монастырь был возрожден в 1718 г. указом Петра I, который, как известно, монахов не жаловал. Тем не менее, возрождался монастырь долго и трудно. Так, в 1785-м году митрополиту Гавриилу (Петрову) пришлось поручить смотрение над Коневским монастырем валаамскому строителю Назарию. Это сближение обителей дало возможность двум коневским инокам – иеромонаху Макарию и иеродиакону Стефану – принять участие в Американской миссии. Начальником был назначен валаамский иеромонах Иоасаф, возведенный в сан архимандрита. В 1794-м году миссионеры направились к месту назначения – к Алеутским островам. Многие труды миссионеров не пропали даром, причем коневские иноки удостоились в письмах главы миссии высоких оценок. В апреле 1799-го года архимандрит Иоасаф в Иркутске был хиротонисан во епископа, но на обратном пути близ берегов Кадьяка судно его было разбито бурей, в которой погибли все находившиеся на нем, в том числе и отцы Макарий и Стефан. В ходе работы миссии было крещено около 12 тысяч человек, причем местные жители в этих краях до сих пор исповедуют Православие.
В 1790-м году митрополит Гавриил назначил на должность строителя иеромонаха Адриана (Блинского). Сам будучи любителем безмолвия, отец Адриан учредил на Коневце скитскую и отшельническую формы монашеской жизни. Таким образом, Коневский монастырь фактически стал одним из ранних центров старчества. Отцы Василиск Сибирский и Зосима (Верховский), которые «не только от братий монастырских были любимы и почитаемы, но и от мирских боголюбцев не менее» даже вынуждены были покинуть остров и направиться в Сибирь, чтобы избежать многочисленных паломников.
В 1799-м году по благословению митрополита Гавриила на Коневец из Деревяницкого монастыря была возвращена Коневская икона Божией Матери. В течение двух месяцев она пребывала в Санкт-Петербурге, явив за это время множество чудесных исцелений. Для верующих был создан список иконы, а в 1822-м году при строителе Иларионе было освящено подворье на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. В 1862-м году страшный пожар, случившийся в Духов день, был остановлен у стен этого подворья, когда купцы Гостиного двора прошли вокруг крестным ходом со списком Коневской иконы.
Строитель Иларион, трудами которого Коневская обитель была построена в камне, создал в 1818-м году Устав монастыря, одобренный митрополитом Михаилом как душеспасительный и изданный в Синодальной типографии, послужив, таким образом, основой для Уставов многих российских монастырей.
Коневский монастырь являлся сравнительно крупным землевладельцем. Кроме островного владения, насчитывавшего 764 десятины земли, монастырю принадлежали 1600 кв. сажен земли в Сортанлахти, земли в деревнях Пярня и Алапусти, гейматные оброки в Саккольском и рыбные ловли в Ряйзельском кирхшпиле. Создавались рабочие места для крестьян, в том числе и для работавших по найму на острове. Так, Андрей Пешков вспоминал, что, например, во время сенокоса монастырь нанимал на работу дополнительных работников, иногда до 50 человек. Стартовая зарплата работника составляла 15 марок в месяц. В дополнение к заработной плате они получали рабочую одежду, жили в монастырской гостинице для рабочих и питались в монастыре. Зарплата менялась в зависимости от трудоспособности, и некоторые рабочие могли получать до 250 марок в месяц. Вообще в пору Великой депрессии в монастыре было 60-70 послушников, которые не смогли найти на материке никакой работы и умерли бы от голода, если бы не попали на Коневец. Перед Зимней войной, когда экономическое положение несколько улучшилось, количество трудников и послушников резко сократилось. Впрочем, аналогичная ситуация возникала и раньше. Так, архимандрит Израиль получил личную благодарность от императора Александра II за проявленную любовь к ближним во время неурожая в Финляндии в 1867-68 гг. На острове традиционно жило некоторое количество мирян, «по законным видам проживающих для богомоления и приобучения себя к монашеской жизни, проходящих разные послушания». Так, в 1905 г. на Коневце для богомолья проживало 158 человек.
Отдельно можно рассмотреть взаимоотношения монастыря с финскими военными в промежуток между 1917 и 1940-м годами. Военные арендовали помещение Белой гостиницы, выплачивая арендную плату. Братия продавала военным дрова, молоко. На острове разместилась начальная школа для офицерских детей, количество учеников в двух классах достигало тридцати человек. В эти же годы монастырь стал интересовать финнов как объект паломничества и туризма, правда, количество гостей в год редко превышало две-три тысячи. В 1934-м году для посетителей в Никольском храме был организован небольшой музей.
Возрождающийся с 1991-го года Коневский монастырь хранит заветы основателя обители преподобного Арсения Коневского. Остров вновь принимает многочисленных паломников, духовно окормляет окрестные земли. В 1991-м году в Финляндии было основано Общество «Коневец», и остров стал землей дружбы, что так важно в наши непростые времена.